Проект "Растем и играем вместе с мамой" для родителей с детьми от 6 мес. до 1,5 лет

«Растем и играем вместе с мамой»
Вид программы: развивающая психолого-педагогическая программа. СМОТРЕТЬ
Описание проблемной ситуации: Мало кто из родителей знает, что именно в раннем детстве закладываются основы отношения ребёнка к себе, другим людям, окружающему миру. Будет ли он доверять людям, проявлять инициативу и активность по отношению к миру, испытывать уверенность в себе, во многом определяется опытом взаимодействия с матерью, начиная с первых дней жизни.
Позитивные эмоциональные отношения с матерью являются необходимым условием гармоничного развития ребенка в раннем возрасте. Фигура матери – одна из самых важных для ребенка на протяжении всего раннего возраста, именно она способствует формированию чувства безопасности и защиты. Тип взаимоотношений родителя с ребенком, сформировавшийся в первые два года жизни образуют основу всех будущих отношений ребенка.
Данная программа разработана с учетом основных задач развития ребенка раннего возраста и предназначена для работы с семьями с детьми раннего возраста.
Программа нацелена на оказание психологической и педагогической поддержки родителям и детям, не охваченным дошкольным образованием на укрепление здоровья ребенка, поддержание у него бодрого, жизнерадостного настроения, воспитание интереса к различным, доступным ребенку видам двигательной деятельности, расширению индивидуального двигательного опыта ребенка, педагогическому просвещению родителей, гармонизации детско-родительских отношений
Актуальность. Во второй половине XX века в отечественной психологии произошел значительный рост исследований, посвященных проблемам воспитания и развития ребенка в семье. Рост интереса к проблемам семейного воспитания в нашей стране связан с новыми социально-экономическими условиями, кризисом института семьи. Смена идеологических ориентиров или их отсутствие создают трудности, с которыми приходится сталкиваться современным родителям. Родителям не хватает элементарной психологической грамотности для воспитания и развития своих детей, поэтому часто наблюдается искажение детско- родительских отношений либо в сторону тревожности и гиперопеки либо отстраненности от ребенка, переложение воспитательных функций на образовательные учреждения, развивающие центры.
В современном обществе при наличии большого количества развивающих, досуговых центров для детей, открытым доступом к образовательным услугам педагогов, психологов с одной стороны, и занятостью родителей, дефицитом времени для воспитания ребенка, потерей значимости института семейного воспитания с другой, остро стоит проблема ответственного родительства. Часто современные родители, желая для ребенка разностороннего развития, раннего обучения для его дальнейшей успешности в жизни, с самого раннего детства насыщают будни ребенка многочисленными занятиями, посещением школ раннего развития, занятиями со специалистами, тем самым, ограничивая ребенка в общении с ними. С самого раннего детства, приводя ребенка в подобные центры, родители обращаются к специалистам с запросом изменения нежелательных качеств и формирования желательных, сами же нивелируют собственную значимость в подобных вопросах, ссылаясь на отсутствие психологического, педагогического образования. А ведь именно родители составляют первую общественную среду ребенка, являются основными воспитателями, от позиции которых во многом зависит развитие ребенка.
В связи с этим, цель программы «Растем и играем вместе с мамой» сформировать положительные эмоциональные отношения между матерью и ребёнком раннего возраста.
Для достижения цели программы предполагается решение следующих задач программы:1. Развитие психолого-педагогической компетентности родителей в вопросах воспитания детей раннего возраста.4. Обретение положительного эмоционального настроя в диаде «мать-ребёнок».
Целевая аудитория: семьи с детьми раннего возраста (от 6 мес. до 1,5 лет)
Основными методологическими принципами к реализации программы являются следующие:1. Принцип научности: программа построена с учётом научных исследований психологов М. И. Лисиной, Мухиной В. С., М. Монтессори, Е. В. Ларечиной, Г.Б Мониной в области эмоционального развития ребёнка раннего возраста.7. Принцип активного вовлечения в развивающую работу родителей и других, значимых для ребёнка лиц (Г.В. Бурменская, О.А.Карабанова, А.Г. Лидерс).
Новизна программы «Растем и играем вместе с мамой» заключается в том, что весь процесс реализации программы практикоориентирован на родителя во взаимодействии с ребенком раннего возраста.
Формы и режим работы.Все встречи, разработанные к данной программе, представлены в виде игрового тренинга в детско-родительской паре, что способствует созданию благоприятного психологического климата, формирует у родителей основы психолого-педагогической грамотности, способствует возникновению радостных эмоций, как у детей, так и у взрослых.
Их продолжительность устанавливается с учетом возрастных и индивидуальных особенностей малыша, его готовности к сотрудничеству (от 5 до 10 минут).
Встречи проходят 1 раз в неделю с октября по апрель.
Формы работы с родителями представлены в виде обмена опытом в воспитании в семье, встреч за круглым столом, мастер-классов от специалистов Консультационного центра ГБДОУ № 143.
Ожидаемый результат: социализация ребёнка раннего возраста на основе оптимизации семейной микросреды, детско-родительских отношений в процессе продуктивного игрового взаимодействия родителей с детьми.
В результате освоения программы родители должны знать:- особенности и факторы риска психофизического развития детей раннего возраста;
- эффективные способы и формы игрового взаимодействия с детьми;
- виды игрушек и игр, их развивающий, обучающий и воспитательный потенциал.
- создавать игровую среду в соответствии с возрастом и интересами ребёнка;
- эффективно организовывать игровое взаимодействие с ребёнком;
- руководить развитием самостоятельной игры и игр со сверстниками;
- использовать игровые ситуации в целях развития, обучения и воспитания ребёнка.
Предполагается 1 встреча в неделю с одним специалистом (инструктор по ФК, педагог-психолог, воспитатель, ст.воспитатель)